Заикание – одна из разновидностей дефекта речи, для которого характерно запинание во время разговора, по несколько раз один и тот же слог или слово. Чаще всего проявляется такое расстройство при волнении.
Медицине известны следующие формы заикания: тоническое заикание (“запинание” во время разговора с формированием своеобразных пауз (будто человек не может произнести следующий слог в слове), либо растягивание отдельных слогов в словах); клоническое заикание (во время разговора в речи заикающегося человека присутствуют множественные повторения отдельных звуков, слогов или слов); смешанное заикание (в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания).
Также к формам заикания следует отнести: невротическое заикание (имеется выраженный дефект произношения (нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников);неврозоподобное заикание (в речи присутствуют элементы заикания, возникающие только при провоцирующих факторах).
К причинам развития такого дефекта может стать: нарушение речевого развития: слишком быстрая речь, нечеткое произношение слов; наследственная предрасположенность к заиканию; чрезмерная активность речевых центров головного мозга.
Так же к причинам развития заикания следует отнести: последствия перенесенных заболеваний (рахита (заболевание, связанное с недостатком кальция в детском возрасте, при котором страдает костная и нервная системы), коклюша (инфекционное заболевание, проявляющееся изнурительным кашлем) и т.д; последствия тяжелых стрессовых ситуаций (внезапный испуг, нападение собаки, семейные проблемы).
Диагностирование проводится следующим образом: анализ жалоб и анамнеза заболевания; осмотр психолога (выявление признаков тревожности, психологических проблем ребенка с родителями или в школе); осмотр логопеда (определение типа нарушения, провоцирующих факторов).
Лечение заикания проводится при помощи следующих методик: занятия с логопедом (обучение разговору с минимальными признаками заикания (медленная речь, разработка плавности речи)); дыхательная гимнастика (обучение правильному ритму дыхания во время разговора); нормализация психо-эмоциональной ситуации в семье (разрешение межличностных конфликтов, спокойное отношение к речевому дефекту ребенка); консультация психотерапевта, психолога.
К основным профилактическим мерам заикания является: активное участие в развитии речи у ребенка с ранних лет: разговор, своевременная коррекция речевых дефектов; спокойная психо-эмоциональная ситуация в семье.