Индуцированное бредовое расстройство в настоящее время слегка недооценивают. Такие религиозно-политических течения как мунизм, самаджи успешно развиваются уже многие годы поддерживаются только благодаря этому состоянию.
Многие подобные течения подразумевает возможность группового и ритуального убийства и самоубийства, все они модифицируют поведение и приводят к своеобразным личностным изменениям даже после выхода из секты.
Развитию данного состояния может способствовать ситуация религиозной секты, закрытого тоталитарного общества, аномальной семьи, географической или культуральной (в том числе языковой) изоляции. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом. Женщины, особенно в предклимактерическом возрасте, более подвержены индукции, чем мужчины.
Бред нередко распространяется как настоящая эпидемия именно среди членов сект. Группа расстройств, наблюдаемых у членов мессианских сект, может индуктивно распространяться. Члены мессианских сект как ранее, так и теперь являются источником целых религиозно-политических течений, ересей и партий. Иногда острая парафрения возникает как острый бред в период выполнения религиозного культа, а также при возникновении критических ситуаций в деструктивной политической ситуации.
Диагностика индуцированного бредового расстройства проводится следующим образом:
- Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при разлучении.
- Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом убеждении.
- У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные).
- Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.
- Возможны индуцированные галлюцинации.
Индуцированное бредовое расстройство следует путать с обычной психологической индукцией, как нормативным поведением. В частности, индуктор может быть простым сензитивом, первым услышавшим запах газа, который пока остальными не ощущается. Его информация индуцирует реципиентов, но она должна объективно проверяться. Это касается также идей преследования, реформаторства.
Сложнее обстоит дело с религиозной индукцией. Так называемое «объективное» суждение здесь может быть принято лишь при очевидно нелепых утверждениях, которые не включены в конкретный, характерный для данной религии традиционный контекст.
При лечении индуктора следует лечить как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Такое состояние требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.