Фармацевтический рынок демонстрирует четко выраженную сезонную зависимость спроса, что прямо связано с уровнем заболеваемости по различным заболеваниям. Тем не менее, изменение потребления может существенно варьироваться даже в рамках конкретных сезонов. В этом контексте наблюдаются характерные и почти стандартные всплески и спад спроса, которые зависят от рабочего графика, национальных праздников, а также от времени выплат социальных пособий и заработных плат.
Согласно данным из базы «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)», представленных аналитической компанией RNC Pharma, наименьшие уровни спроса стабильно наблюдаются по воскресеньям. В выходные дни люди чаще всего планируют отдых или обеспечивают себе различные виды досуга. Поэтому, если нет острой необходимости, они откладывают поход в аптеку до понедельника. На примере ежедневных продаж за октябрь 2024 года (см. рис.) можно заметить, что объемы продаж готовых лекарственных препаратов в воскресенье колебались в пределах 3,6-3,8 млрд рублей (в розничных ценах с учетом НДС), в то время как средний дневной объем продаж в остальные дни недели составляет около 5,1 млрд рублей. Кроме выходных, низкие показатели спроса фиксируются также в дни общенациональных праздников, особенно 1 января, когда многие аптеки закрыты или работают с сокращенным графиком, и клиентов в этот период явно не хватает. В 2024 году в этот день все российские аптеки реализовали ЛП на скромные 1,46 млрд рублей, что примерно в три раза меньше обычного дневного объема. В текущем году минимальные показатели также были зафиксированы 5 мая (2,64 млрд рублей) и 8 марта (2,92 млрд рублей).
Подобно любому правилу, данное утверждение также содержит исключения. В большинстве случаев максимальные уровни потребления за каждый месяц отмечаются в его середине, чаще всего это 15-е число, реже — 14-е или 16-е. В большинстве организаций аванс выплачивается до 15 числа, что вызывает рост спроса, в том числе на лекарственные препараты. Небольшие изменения в этом графике могут происходить, если 15-е число выпадает на выходные или праздничные дни. Декабрь является еще одним значимым исключением: в последние две- Trois недели года сотрудники розничного рынка работают с повышенной нагрузкой. При этом привычные тренды, наблюдаемые в другие месяцы, также претерпевают изменения, вероятно, из-за предновогодних забот, связанных как с профессиональной деятельностью, так и с необходимостью приобретения подарков и другой новогодней атрибутики.