Впервые в истории медицины учёные использовали бактериофаги для лечения микобактериальной инфекции.
Испытуемой стала 15-летняя девушка, больная муковисцидозом и хронически инфицированная антибиотикорезистентным штаммов Mycobacterium abscessus подвида massiliense. При этом заболевании присутствовали другие патологии, в том числе недостаточность поджелудочной железы, инсулинозависимый сахарный диабет и поражения печени. Описанием клинического случая занимались эксперты из Питтсбургского университета.
Пациентке провели двухстороннюю трансплантацию лёгких. До этой операции на протяжении 8 лет она получала специфическую терапию против нетуберкулезной микобактериальной инфекции. После прошедшей трансплантации девушка получала иммуносупрессивную терапию и антибиотики. Однако позднее в мокроте обнаружили M.abscessus, а также у пациентки была увеличена печень, а функциональные печёночные пробы оказались патологическими. Послеоперационная рана по завершению курса внутривенного введения антибиотиков была воспалена, на предплечье появились поражения кожи.
Девушку выписали через 7 месяцев с диагнозом диссеминированной микобактериальной инфекцией. Она получала противомикробное лечение, но состояние становилось только хуже. Так как лечение антибиотиками не приносило положительного результата, эксперты решили попробовать терапию бактериофагами. Среди более чем 10 тысяч они нашли только один, который мог убивать микобактерии штамма GD01. Был ещё один, но с более низкой эффективностью, для увеличения его терапевтической силы был использован метод генной инженерии Bacteriophage Recombineeringof Electroporated DNA (BRED), чтобы увеличить его терапевтическую силу. И для третьего выбранного бактериофага, который изначально слабо инфицировал M.Abscessus, авторы выделили мутантов с изменённым спектром литического действия.
Исследователи вводили девушке смесь из трёх фагов каждые 12 часов. Лечение предполагало 32 недели, но уже через девять дней больную выписали. Терапия продолжалась в домашних условиях. Учёные заметили, что в первые два часа пациентка страдала от приливов жара, повышенной потливости, но в остальном побочные эффекты не наблюдались. Уже через месяц лечение принесло реальные плоды - рана заживала, улучшились функции лёгких и печени, девушка набирала вес. В мокроте не обнаруживали M.abscessus.
Учёные считают, что один клинический случай не может быть универсальным средством для всех пациентов. Но они уверены, что улучшения состояния пациентки явно связаны с проведением подобной терапии, а не другими видами лечения.
Читайте также: Рассадники бактерий: учёные заявили об опасности медицинских халатов