Развитие речи ребенка зависит от влияния речи взрослых, от речевой практики, нормального социального и речевого окружения, а также воспитания и обучения, которое проходит в первые дни жизни ребенка.
Разговаривать с ребенком необходимо все время, в том числе во время готовки еды, уборки, одевании-раздевании, прогулке и т.д. Родители должны говорить о том, что видят, что делает ребенок и окружающие люди, и спрашивать, что видит он сам.
При разговоре нужно использовать правильно построенные предложения, которые должны состоять на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если малыш пока высказывается только однословными предложениями, то фразы родителей должны состоять из двух слов.
Ребенку нужно задавать открытые вопросы, которые будут стимулировать его использовать несколько словосочетаний, чтобы ответит. К примеру, можно спросить : что ты делаешь? Вместо вопроса: ты играешь?
Если в разговоре ребенок употреблять несколько слов, то надо ему помочь обогатить свою речь новыми словами. Для этого можно выбрать несколько новым названий игрушек, продуктов или частей тела и называть их ребенку. При этом оно должен их повторить. Пусть даже не отлично, но малыш должен начинать их заучивать. После того, как слова будут выучены, добавить ещё несколько новых. Заниматься надо ежедневно.
Если ребенок говорит по одному слову, нужно учить его фразам, используя при этом слова, которые ему известны. Например, если ребенок говорит слово “машинка”, научите говорить его “большая машинка” и т.д.
Занятия необходимо проводить в игровой форме. Работа с малышом должна формировать элементы связной речи, развивать память.
Важно помнить, что родители должны обращать внимание на речевое развитие ребенка с самого детства, а не дожидаться момента, пока ребенок “заговорит сам”.