Рак молочной железы продолжает лидировать среди всех женских онкологических заболеваний - эта тенденция до сих пор сохраняется во всем мире. У нас в стране только за прошлый год было выявлено 74008 новых случаев РМЖ, при этом 20 608 пациентов ушли из жизни вследствие данного заболевания. Стоит отметить существенный прирост заболеваемости РМЖ в России. Так с 2013 по 2023 годы заболеваемость РМЖ выросла на 22,94%. При этом первичный диагноз почти в каждом четвёртом случае ставится на поздних стадиях заболевания (в 17,0% случаев на III и в 7,4% случаев на IV стадии).
Но есть и хорошие новости. Д.м.н.профессор,заведующая отделением противоопухолевой терапии № 1 НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Елена Владимировна Артамонова:” Отрадно, что 75% случаев, связанных с заболеваемостью раком молочно железы – I, II стадии.. Это пациентки, которые могут и должны быть вылечены, есть не брать определенную часть случаев с крайне агрессивным течением заболевания, но тогда даже современные достижения не позволяют предотвратить прогрессирование болезни. Неуклонно понижается доля III стадии, это либо местно-распространенный, операбельный, первично операбельный, либо неоперабельный рак молочной железы. Но все равно это – пул пациенток, которые могут быть вылечены. После ковида у нас опять наметился очень позитивный тренд в снижении доли первичного метастатического рака молочной железы, такого очень важного показателя, как одногодичная летальность. До ковида он снижался. Показатель характеризует в том числе и состояние скрининговых программ, ранней диагностики и так далее. То есть мы выявляем заболевание достаточно рано и лечим пациентку. Но всегда есть случаи, когда пациентка, к сожалению, к нам приходит уже тогда, когда ей нельзя помочь. Во время ковида этот показатель заметно вырос. До этого 10 лет был такой очень позитивный тренд. За 2 года мы опять превысили 8%. Сейчас же мы не просто вышли на доковидный этап, а еще больше снизили – это всего 4 с небольшим процента.”
Особенно необходимо быть внимательным к своему здоровью тем женщинам, у которых не менее двух близких родственников болели раком молочных желез, яичников, предстательной или поджелудочной желез, особенно выявленных в раннем возрасте. Им надо пройти еще генетическое тестирование на мутации в генах.
Об определении мутации Е.В. Артамонова тоже рассказала:: «Информированность здоровых женщин-носительниц мутаций о наличии у них герминальных мутаций BRCA1/2 очень важна. К сожалению, сейчас наши молодые соотечественницы нередко откладывают «на потом» планы создания семьи и рождения детей. Женщины делают карьеру, работают наравне с мужчинами и даже успешнее них, это хорошо. Они задумываются о детях после 35 лет. Однако у носительниц герминальных мутаций после этого возраста риск заболеть становится очень
высоким. При выявлении у женщины носительства мутаций генетик консультирует ее и рассчитывает риск развития рака молочной железы и рака яичников по годам».
В августе 2024 года подведены итоги международного исследования MAGENTA, организованного при поддержке AstraZeneca и Merck Sharp & Dohme. Исследование было призвано выявить барьеры для прохождения генетическоготестирования на наличие мутаций BRCA. В нем участвовали 1 тыс. 176 пациентов с BRCA-ассоциированным раком молочной железы из 9 стран, включая Россию. Опрос показал, что каждая третья респондентка не проходила генетическое тестирование на мутации в генах BRCA1/2, так как лечащий врач не рассказал ей о такой возможности и, как следствие, она не понимала важности процедуры.
Доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Института онкологии и главный медицинский онколог Европейского медицинского центра Павел Валентинович Копосов отметил: «Сегодня мы видим необходимость обновления подходов к скринингу рака молочной железы. Тестирования на мутации в генах BRCA1/2 должны проводиться не только женщинам с семейной историей рака груди или яичников, но и тем, у кого в семье были случаи раннего рака предстательной или поджелудочной железы, которые также могут быть ассоциированы с этими мутациями. Такой подход позволит более эффективно выявлять наследственные формы рака. Помимо BRCA1/2, другие гены, такие как CHEK2, PALB2 и пр. также могут быть связаны с наследственными формами рака. Знание семейного анамнеза и консультация с врачом помогут определить необходимость генетического тестирования и разработать план ранней диагностики».