Оказалось, что капуцины умеют делать орудия труда из камня, хотя ранее считалось, что такое поведение характерно только для людей.
Ученые из Великобритании и Бразилии в ходе наблюдения выяснили, что дикие чернополосые капуцины Sapajus libidinosus могут делать орудия труда из камней. Обезьяны делают отщепы – это орудия, которые получат при раскалывании больших камней. Ранее считалось, что способность создавать отщепы с обработанным краем является признаком того, что изготовитель сознательно делает орудие для облегчения своего труда. Ученые полагали, что это свойственно только людям, так как для такой работы нужен крупный и развитый мозг.
Мозг капуцинов из бразильских лесов не может похвастаться ни размером, ни особым развитием. Они уступают многим другим видам, в частности, шимпанзе. Тем не менее, ученые установили, что живущие в дикой природе капуцины делают отщепы с краем, который выглядит обработанным. Ученые полагают, что определенная форма отщепа у капуцинов, скорее всего, получается случайно, просто обезьяна выбирает себе наиболее удобное орудие из осколков. Отщепы капуцины используют для разных целей, в том числе, чтобы раскалывать орехи.
Открытие показывает, что, вероятно, значение появлений орудий труда у ранних гоминид было переоценено. Ученые отмечают, что австралопитеки обрабатывали камни так же, как капуцины. Долгое время считалось, что именно изготовление орудий труда привело к тому, что предки человека совершили эволюционный скачок на фоне других обезьян. Новое открытие оказывает, что одно только появление орудий труда нельзя считать главным для быстрого развития предков человека. Хотя изготовление орудий труда способствует развитию моторики и, возможно, коры головного мозга, но определяющим фактором его считать нельзя.